§ 150

Словообразование глаголов, причастий и деепричастий

В эвенкийском языке глаголы, причастия и деепричастия могут быть образованы от имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений. От первичных основ глаголов, причастий и деепричастий могут быть образованы вторичные глагольные, причастные и деепричастные основы с новым значением.

Образование отыменных основ глаголов, причастий и деепричастий происходит при помощи следующих суффиксов:

1. Суффикс -ма, -мэ, -мо (с долгим гласным) образует от имён существительных основы глаголов, причастий и деепричастий со значением пойти охотиться на зверей, птиц и рыб: моты-ма-ми охотиться на лося (от моты лось), хоро-мо-ми охотиться на глухаря(от хороки глухарь), олло-мо-ми ловить рыбу (от олло рыба).

Бу аминнунмар бэюмэсинчэвун. Мы с отцом отправились охотиться на дикого оленя.

2. Суффикс -ми образует от имён существительных основы глаголов, причастий и деепричастий со значением охоты на зверей.

Тар бираду нуӈартын умукэнду олломидявкил. На той реке они вместе ловят рыбу. Бираякан дэрэндун бу окин-да улумидечэвун. В верховьях речки мы всегда охотились на белку. Эвэнкил бэюмидевкил, олломидявкил. Эвенки охотятся на зверя, ловят рыбу.

3. Суффикс -ла, лэ, -ло (с долгим гласным) образует от имён существительных основы глаголов, причастий и деепричастий со значением пойти за чем-либо: му-лэ-ми пойти за водой (от му вода), мо-ла-ми пойти за дровами (от мо дерево, дрова), чука-ла-мипойти за травой (от чука трава).

Би амуттыки мулэсиним. Я пошёл на озеро за водой. Аминми урэтки моласинчан. Отец пошёл на гору за дровами.

4. Суффикс -ла, -лэ, -ло (с недолгим гласным) образует основы глаголов, причастия и деепричастия со значением получения и доставки того предмета, от названия которого образована основа.

Аси мэнэкэн мулэрэн. Женщина сама зачерпнула воду (мулэрэн от му вода). Хутэн моларан. Её сын принёс дров (нарубил уже заготовленных дров).

5. Суффикс -ли образует от имён существительных основы глаголов, причастий и деепричастий со значением неоднократного перенесения тех предметов, от названий которых эти основы образуются.

молиллан стал носить дрова (от мо дрова); талулим носил бересту (от талу береста); сэктэлим носил ветки (от сэктэветки).

6. Суффикс -ӈ, -ӈи образует основы глаголов, причастий и деепричастий от имён существительных, прилагательных со значением изготовления предмета или использования того предмета, от названия которого образуется основа: имурэӈ-ми изготовлять масло(от имурэн масло), дюӈ-ми делать юрту (от дю юрта), аяӈ-ми улучшать (от ая хороший), ачинӈи-ми ликвидировать (от ачин нет), кэтэӈ-ми увеличивать (от кэтэ много).

Бинивун аяӈдяран. Наша жизнь улучшается. Урэду угигидэду дюӈиллан. На горе, наверху, стал строить дом. Атыркан силэӈиллэн. Старуха стала варить суп.

7. Суффикс -та, -тэ, -то образует глагольные, причастные и деепричастные основы со значением использования предмета: дю-та-мижить в юрте, пользоваться юртой, мо-та-ми пользоваться дровами, жечь дрова.

Тыматнэ би мотачав. Утром я сжёг дрова. Хэгдыгувун, ответтаденэ, со аят гундечэн. Наш председатель, отвечая, очень хорошо говорил.

8. Суффикс -ты образует глагольные, причастные и деепричастные основы со значением употребления в пищу того предмета, от названия которого образуется основа: чай-ты-ми пить чай, уллэ-ты-ми есть мясо, олло-ты-ми есть рыбу.

Бу умукэнду чайтыллав. Мы вместе стали пить чай. Атыркан мунэ уллэтывкэнэн. Старуха нас накормила мясом. Нуӈартын элэ оллотыдявкил. Они только рыбой питаются.

9. Суффикс -да, -дэ, -до образует основы глаголов, причастий и деепричастий со значением действия тем предметом, от названия которого образована основа: сукэ-дэ-ми ударить топором, турукэ-дэ-ми посолить, дял-да-ми думать (от сукэ топор, турукэ соль, дялмысль).

10. Суффикс -му образует основы глаголов, причастий и деепричастий со значением распространения запаха того предмета, от названия которого образуется основа: чука-му-ми пахнуть травой (от чука трава), саӈня-му-ми пахнуть дымом (от саӈнян дым).

Эду аят дептылэмудерэн. Здесь хорошо пахнет пищей. Нуӈан мэдэчэн: уллэмудерэн. Он почувствовал: мясом пахнет.

От основ глаголов, причастий и деепричастий могут быть образованы новые основы глаголов, причастий и деепричастий с другим значением:

1. Суффикс -му образует от основ глаголов, причастий и деепричастий новые основы со значением желания произвести какое-либо действие: дуку-му-дями хотеть написать (от дукуми писать), ичэ-му-деми хотеть видеть (от ичэми видеть), икэ-му-деми хотеть петь(от икэми петь).

Бу эр турэнмэ дукумуллав. Мы это слово хотели написать. Гиркив онёвунмас ичэмудерэн. Мой товарищ хочет увидеть твой рисунок.

2. Суффикс -сса, -ссэ, -ссо образует основы глаголов, причастий и деепричастий со значением попытки произвести какое-либо действие: дуку-сса-дя-ми пытаться написать, дява-сса-дя-ми пытаться схватить, гуни-ссэ-ми пытаться сказать.

Би, буруденэ, гарадук дявассалим. Я, падая, пытался схватиться за ветку. Нуӈан аятмарит дукусса-дячан. Он пытался написать лучше.

3. Суффикс -кси образует глагольные, причастные и деепричастные основы со значением стремления совершить действие: алагуву-кси-ми стремиться учиться, суру-кси-ми стремиться уехать, аиву-кси-ми стремиться насытиться.

Аминми алагувуксиӈкин. Мой отец стремился учиться. Куӈакарты таткиттула суруксиӈнэрэ. Наши дети стремятся уехать в школу.

4. Суффикс -лга, -лгэ, -лго образует глагольные, причастные и деепричастные основы со значением действия, противоположного тому действию, которое выражено первоначальной основой: тэву-лгэ-ми разгрузить (от тэв-ми погрузить), алаги-лга-ми распречь (от алаги-ми запречь), нама-лга-ми развьючить (от нама-ми навьючить).

Намалгакаллу орорво. Развьючьте оленей. Бурдуква, чайва тэвулгэкэл. Разгрузи муку и чай.

5. Суффикс -на, -нэ, -но (с долгим гласным) образует глагольные, причастные и деепричастные основы со значением пойти совершить то действие, которое выражено первоначальной основой: ва-на-ми пойти добыть зверя, рыбу (от ва-мидобывать,убивать), таӈ-на-ми пойти читать (от таӈ-ми читать), га-на-ми пойти взять (от га-ми взять).

Би бирала дюкэвэ эмэвнэчэв. Я пошёл на реку принести льда. Нуӈартын мундулэ таӈначал. Они пришли к нам читать.

Упражнение 105

Спишите текст и подчеркните производные глаголы, причастия и деепричастия. Словообразовательные суффиксы подчеркните двумя чертами.

1. Тэгэмэр Салтан дивэрэн: «Би, инми, — нуӈан гунэн, — дивэ-чивэ бурва ичэнэдеӈэв, Гвидондула матамадеӈав». 2. Нюӈнякил, никил чукалва, оллолво, куликарвэ дептылэтэвкил. 3. Сагды аси-улумилэн улгучэндечэн улуминэви. 4. Тугэни оракин, савкалнун бэюмимнилнун переселенцыл бэюмэсинивкил. 5. Асаткар чалбукагдула талумасинэ. 6. Сулаки моя молаллан, бэе мулэенэн. 7. Бира дяпкадун энинмун силэӈиллэн, бу олломосинчавун. 8. Тыматнэ упкат чайтылла, уллэтыллэ. 9. Дедемукир биденэл, бу умнэт мэдэчэвун: дюду аят олломудяран, колобомудяран. 10. Эвэнкил дуннэӈдутын таткичил кэтэсэгдерэ.

Упражнение 106

а) Прочтите текст. Назовите словообразовательные и словоизменительные суффиксы в глаголах, причастиях и деепричастиях.

1. Би акиннунми чипкамам, бэюмэм. 2. Ким тыматнэ хоромосиндяӈан. 3. Тугэ эвэнкил улумидевкил. 4. Би энекэдуви колоболом. 5. Би кэтэвэ химиктэвэ тэвлим. 6. Акинми чалбандук сукэӈнэн. 7. Би чалбандук хэсиӈим. 8. Хэгдыдук сундук нэкундуви суӈим. 9. Улукиӈилдиви авутам, сутэм, коколлотом. 10. Би энекэдуви силэтым. 11. Би сот дюлави сурумудем. 12. Таткитту куӈакарнун хавалмудям. 13. Куӈакан чипичатканмэ дявассаран. 14. ӈинакин аран-аран эчэ хорокива лавадассара. 15. Куӈакар, книгава таӈнакэллу. 16. Неӈне эвэнкил олломичивкил. 17. Би амуттула никимэм. 18. Бу бэюктэденэл диктэлирэв. 19. Би мэнэкэн дявви тэвулгэм. 20. Би хуклэденэ горово дялдам, он тэгэми сурудэви. 21. Умнэт экун-мал дюдувун саӈнямуран. 22. Этыркэн мунтыки гунэн: «Сот сунэ ичэмулчэ бисим, тарит эр хактырду эмэчэв». 23. Илассаран тогововун, он-да албаран: мол улапкур бичэтын. 24. Тыматнэ дярвэ орорвор дяваксира. 25. Би угучакви намалгим. 26. Аминми гунэн: «Дыски ӈинакир мотыва гогодёро, химат ванакэл».

б) Переведите на эвенкийский язык:

1. Я хочу рассказать вам о своей поездке к друзьям. 2. Мы пытались проехать по этому болоту на оленях. 3. Нам колхозники помогали и нагружать и разгружать наши нарты. 4. Я пойду искать хорошую поляну, чтобы остановиться здесь на три дня. 5. Дрожащими руками старуха пыталась разжечь костёр.

в) Придумайте предложения, в которых были бы производные отглагольные глаголы.

 

Вопросы для повторения

  1. Как образуются переходные и непереходные глаголы, причастия и деепричастия?
  2. Перечислите залоги глаголов, причастий и деепричастий.
  3. Перечислите виды глаголов, причастий и деепричастий.
  4. Какими суффиксами выражается оценка действия со стороны говорящего?
  5. На какие группы делятся словообразовательные суффиксы глаголов, причастий и деепричастий и какие суффиксы входят в каждую группу?
§ 151. Формы оценки действия →
Авторы

Елена Лебедева

Ольга Константинова

Поделиться