§ 64

Формы оценки имён существительных

Имена существительные могут заключать в себе не только основное значение — названия предмета, но и некоторые дополнительные значения. Эти дополнительные значения характеризуют предмет: большой он или маленький, старый или новый, а также — как к этому предмету относится говорящий: нравится ему предмет или он относится к нему с пренебрежением. Все эти дополнительные значения выражаются особыми словообразовательными суффиксами и формами оценки предмета. Суффиксы, выражающие оценку предмета, следующие:

1. Суффикс -кан, -кэн, -кон или -якан, -екэн, -ёкон имеет значение уменьшительности или ласкательности.

Агили ӈэнэденэ, ичэчэв: гороло дюкан бисин. Идя по тайге, увидел: далеко юрточка стоит. Энинми момава орочиканмэ очан, минду бучэн. Моя мама деревянного оленчика сделала и мне дала. Эри асикан аямамат хавалдячан. Эта маленькая женщина очень хорошо работала. Хоктоду калаканмэ бакам. На дороге я нашёл котелок.

Суффикс -кан, -кэн, -кон в некоторых словах имеет не уменьшительное, а словообразовательное значение, например: атыркан старуха, этыркэн старик, сенкан серёжка и др.

2. Суффикс -кун, -какун, -кэкун, -кокун имеет увеличительное значение.

Бу урэкэкунмэ истав. Мы дошли до огромной горы. Тала мотыкакун оӈкодёрон. Там огромный лосище пасётся. Аминми иргичикэкунмэ варэн. Мой отец убил огромного волка.

3. Суффикс -мия, -мие выражает пренебрежнение.

Тала гурукамия бисин. Там плёсишко есть. Бира дяпкадун дюмия бисин. На берегу реки домишко есть.

4. Суффиксы -чан, -чэн, -чон; -качан, -кэчэн, -кочон; -мичан, -мичэн также выражают пренебрежительное отношение к предметам.

Сулаки бэеду колакачанмэ бурэн. Лисица человеку дала котлишко. Агидук атыркамичан юрэн. Из лесу старушонка вышла.Нуӈан сумичэнин элэ эмэнмурэн. У него только пальтишко осталось. ӈинакчан гоголлон. Собачонка залаяла.

5. Суффикс -ми, присоединяясь к названиям предметов, указывает на то, что это старые, заброшенные предметы.

Бэюмимни дюкчамива ичэрэн. Охотник увидел заброшенный остов юрты. Нонон бу купецилдук торгамива гадяӈкивун.Раньше мы покупали у купцов старую материю. Асаткан пулатмин касима бичэн. Старый платок девочки был порван.

В некоторых говорах суффикс -ми имеет увеличительное значение, например: хексами скалища, урэми горища и т. д.

6. Суффикс -ма, -мэ, -мо имеет усилительное значение.

Дяв оранмакла эенмэлчэрэн. Лодка быстро подплыла к самому порогу. Бэюмимни иргичи мевамадун дагамарав. Мы подошли к самому дому. Булэнмэ мудамакла ачинӈивка. Врага надо уничтожить до самого конца.

7. Суффикс -рикта, -риктэ имеет ограничительное значение.

Комнатадун унтарикта бичэн. В комнате был только один унтишко. Эду диктэриктэлвэ ичэрэв. Здесь мы увидели только голубицу.

8. Суффикс -маю, -мэю, -мою имеет значение приблизительности.

Гугдамамалва сераӈилва иливрав, могачимаюлва. Поставили очень высокие жерди, почти как деревья. Анӈанимаюва эр тырганива алатчэчавун. Почти год ждали этого дня. Дылача тырганива упкатмаюван туксулду дыкэнчэдечэн. Солнце почти весь день пряталось в тучах.

Кроме того, этот суффикс имеет значение уточнения, например: дугэмэюлэн до самой вершины.

9. Суффикс -мат, -мэт, -мот имеет уступительное значение: Унтаматъев букэл. Хотя унты дай. Дукувуна эдеӈэ бурэ бими, листэмэтъе букэл. Если не можешь дать тетрадь, то дай хоть лист (бумаги).

Суффикс -мат, -мэт, -мот имеет не только уступительное значение, но и значение усиления в отрицательных предложениях, например: Колобомотъё эӈкин бурэ. Даже хлеба не давал.

10. Суффикс -тыкин имеет значение распространённости, повторяемости.

Илэтыкин алагувӈат бивки. Каждый человек должен учиться. Алагумни ходытыкинма тыливкэнивки. Учитель каждую часть объясняет. Тырганитыкинду нуӈан упкаттук унэтмэрит тэгэӈкин. Каждый день он вставал раньше всех.

Упражнение 36

Прочтите, выпишите слова с суффиксами оценки предмета.

1. Гороло хоктоду дюкан илитчаран. бу дюкан чагидадун адылмива бакарав. 2. Чипичаткан, моду дочадяна, чуллинадячан. 3. ӈинакчан гогодёно дыски хуктыллэн. 4. Гегчан муннукатканмэ осикталдуви дявучадячан. 5. Дюми дагадун каирами локучавдячан. 6. Туракичан моду доран. 7. Учэлэ эду булэмикэкун биӈкин. 8. гудеипчу асикан мундулэ икэденэ дагамаран. 9. ӈинакмия иду иргичие бокондён! 10. Бираякан эендерэн, чипичакар икэверэ. 11. Иду-вэл агиду иргичиткэн бунидерэн. 12. Мотыкакун бирава дагдяран, бэекун угуду этэетчэрэн. 13. Инӈактакан мули эендерэн, хутэекэн таравэ ичэрэн. 14. Тар бэеткэчэн алагувулдави гэлэдерэн. 15. Дэги голокочонду дочадяран. 16. Холоктоду авдунмичанду куӈакар эвикэрвэр нэкчэдерэ. 17. ӈи-вэл хагамиду оллово нэчэ, би гассаллакив, оллол-до дуннэлэ буруттэ. 18. Лочокоми холоктоду урикитту моду локучавдячан. 19. Бэел дылирикталтын окошколи ичэвдечэтын. 20. Си улукинмэтъе эчэс эси-тырга варэ. 21. Би энекэнунми тырганитыкин тэвлидеӈнэрэв. 22. Уркэгидэду ӈи-вэл унтамичарин хуклэдечэтын. 23. Дамгатын авгарава эруӈкивэн илэтыкин сарэн. 24. Нэлкинитыкинду аминнунми хотомыва бэюмэчилдыдэвэр ӈэнэктэдеӈкивун.

Вопросы для повторения

  1. Как образуется множественное число имён существительных?
  2. Перечислите падежи и падежные вопросы.
  3. Расскажите о значениях, выражаемых суффиксами -тай, -чи, -нан, -гачин, -дын, -лан.
  4. Перечислите лично-притяжательные и возвратно-притяжательные суффиксы имён существительных.
  5. При помощи каких суффиксов образуются производные имена существительные от основ, обозначающих действие?
  6. Расскажите о суффиксах, выражающих оценку предмета.
§ 65. Значение имён прилагательных →
Авторы

Елена Лебедева

Ольга Константинова

Поделиться